Шеллир: V – THE HIEROPHANT (ИЕРОФАНТ, ПЕРВОСВЯЩЕННИК, ПАПА)

На карте изображен человек, лицо которого не обладает признаками пола – его можно счесть как мужским, так и женским (впрочем, сразу оговорюсь: в большинстве колод Иерофант – мужчина, и с принципом карты это не расходится). Иерофант облачен в красно-бело-синие одежды (рубашка и обувь белые, нижняя одежда – голубая, верхняя – красная с белой отделкой) и высокую золотую трехъярусную тиару. Правая его рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит крест с тремя перекладинами (папский крест). Он восседает на троне с высокой спинкой, между двух разных каменных колонн, земля перед троном застелена красной тканью, у ног Иерофанта – два больших золотых ключа.

Перед Иерофантом  его паства или ближайшие ученики –  два монаха с выстриженными тонзурами, одежды одного из них выдержаны в красноватых тонах, другого – в синеватых.

Поза Иерофанта абсолютно статична и неподвижностью подобна иконописному образу.

Рассмотрим символы, встречающиеся нам на этой карте.

Трехъярусная папская тиара, папский крест и три креста на белой ленте, поверх красной одежды Иерофанта, обозначают ответственность наставника за три составляющие человеческой личности – тело, душу и дух или же власть в трех мирах – физическом, интеллектуальном и духовном. Кроме того, папский крест обозначает власть над семью смертными грехами.

Белые одежды – символ чистоты помыслов и действий.

Голубые одежды – символ духовности и самосовершенствования.

Красные одежды – символ экспансивности и проведения своих идей в массы самыми разнообразными методами.

Колонны – обозначают вход в храм, возле которого и находится Иерофант. Хочу обратить ваше внимание на то, что равно как и Жрица, Иерофант сидит не в самом храме, а лишь перед его входом, что указывает на опасность принять преддверие храма за сам храм.

Две колонны могут также обозначать два полюса веры.

Ключи в данном случае обозначают ключи от рая первого Папы – апостола Петра (непосредственно по Уэйту – это ключи ортодоксальной доктрины и внешней стороны жизни, ведущей к этой доктрине).

Двое учеников, склонившихся у ног Иерофанта, различаются цветом одежд и символизируют два типа ученичества – пассивный, когда для ученика слово учителя является непреложным законом и усваивается без обдумывания, и активный – когда всякое утверждение учителя оспаривается и подвергается сомнению.

Архетипом данного аркана является архетип Учителя, Духовного наставника, Гуру. В отличие от Жрицы, представляющей собой передачу и накопление знаний в любой, произвольной форме, знание и божественное слово, которые несет  людям Иерофант, превращаются прежде всего в ритуал и религию.

Но все же первичное значение Аркана – обучение. Как правило, при появлении этой карты на ключевой позиции расклада, кверенту предлагают рассмотреть ее и выбрать, в чьей позиции он себя в большей степени ощущает – в позиции ли благословляющего учителя или в позиции одного из коленопреклоненных учеников, и в зависимости от этого делается вывод о степени потребности кверента в духовном водительстве в текущий период времени.  Выбранное положение укажет, нужна ли сейчас кверенту поддержка и опека, или же он сам стремится оказывать поддержку окружающим.

Иерофант носит в себе черты двух других арканов одновременно: Верховной Жрицы и Императора. С одной стороны, он пытается занять место Жрицы (он так же, как и она, сидит меж двух храмовых колонн, но видно, что это преддверия разных храмов) и стать проводником знания и божественного слова, хранителем и дарителем информации, а с другой – у него слишком много властности Императора, поэтому он всегда стремится не ограничиваться одним-двумя понятливыми учениками, ему нужна массовость, и в жертву массовости, разумеется, приносится часть знания, которыми Иерофант мог бы поделиться. Благословляющий жест Иерофанта – воздетая вверх рука с двумя поднятыми перстами – обращается сначала к небу, принимая в себя высший и единый принцип «небесного закона», и лишь потом опустится,  коснется индивидуума, накладывая на него моральную обязанность этот закон соблюдать.

В благоприятном аспекте Аркан Иерофанта будет обозначать наставничество, обучение, сам процесс передачи знания от человека к человеку. Эта карта ассоциативно связана как с мифологическими наставниками героев, со жрецами, говорящими с богами и передающими людям их веления, так и с учителями и гуру, основателями различных учений и течений, ставших впоследствии религиозными.

В этом и состоит основная проблема Аркана – передача знания, в какой бы форме она не осуществлялась, ограничена словами (словарным запасом) и открытостью к пониманию обоих участников процесса, и ученика и учителя. И если что-то будет понято и истолковано не так, как задумывал учитель, есть все основания предполагать, что переданное знание станет доктриной, слова учителя – догмами, невыгодные и неудобные  для «внедрения в массы» части будут вырезаны или купированы, и из первичного учения вполне может получиться жестко регламентированный культ, где ученики станут жрецами, желающие приобщиться к первичному учению – паствой, «шаг влево, шаг вправо» будет  приравниваться к ереси, и где уже никто не задумывается над истоками того или иного правила, даже если со временем оно будет доведено до абсурда.

Поэтому и негативным значением аркана будут, в частности, лже-учения, опасность получения неверной информации или неполная информированность, «ложь во спасение», слепая приверженность учению и фанатизм, отсутствие осмысления  и т.п.

В силу того, что Аркан часто ассоциируется с институтами, регламентирующими поведение человека в обществе (не законодательными, скорее религиозными), карта может обозначать и принятые нормы человеческого поведения. Вообще, значение морали и нравственности свойственно и характерно для этой карты, имея, как следствие, значения общественного одобрения и общественного порицания, правильности и неправильности, проецирующейся на любую из сфер человеческой жизни. Карта Иерофанта связана с понятием власти, но не такой явной, как у Императора; Иерофант – это власть над умами, власть духовная,

Эта карта нечасто выбирается сигнификатором, но тем не менее вполне может указывать на человека, в том числе и кверента, обозначая (как я уже говорила в первой части статьи) либо человека внутренне готового учиться, либо же человека, готового к стезе учителя.

Кроме того, карта может указывать и на способность человека учиться не только на своих собственных, но и на чужих ошибках.

При ответах на вопросы по здоровью, эта карта чаще всего трактуется в зависимости от лежащих рядом карт, но если она упрямо выходит в одиночку, может быть истолкована как проблемы с шейным отделом позвоночника и плечами (и с подвижностью суставов вообще), или как проблемы со связками, с владением голосом (плюс весь комплекс отоларингологических проблем).

Коротко по значениям:

Прямое положение:

Обучение, получение и передача знаний, совет, «наставление на путь истинный»;

Озарение, неожиданное нахождение верного решения;

Жертвование, религия, отправление религиозных культов;

Священнослужитель, учитель, наставник, идеолог, психолог.

Мораль и этика, нравственность, регламент, этикет, долг, совесть. Традиционные ценности, обычаи, устои. Внутренние правила.

Перевернутое положение:

Клевета, сомнительные советы, ложные факты, обман, неправильное или неполное информирование, лже-учение;

Тупиковая ситуация, отсутствие верного решения или выхода из ситуации.

Фанатизм, фанатичная приверженность к чему либо.

Склонность к анархии, излишняя эксцентричность, неприятие общественных норм, хождение «в чужой монастырь со своим уставом».

(с – Шеллир)

<<THE EMPEROR>> <<Таро>> <<THE LOVERS>>

Hide me
Здравствуйте! Я хочу подарить вам электронную книгу «ТАЛИСМАН ТАРО: 22 шага к полной и насыщенной жизни»
Show me
Яндекс.Метрика