ШЕЛЛИР: XV – THE DEVIL (ДЬЯВОЛ)

На карте мы видим фигуру Дьявола, восседающего на черном постаменте. Изображение классическое – козлиные рога, кожистые крылья летучей мыши, поросшие шерстью ноги, заканчивающиеся вместо стоп птичьими лапами. Во лбу Дьявола – перевернутая пентаграмма. Правая рука поднята в благословляющем или приветствующем жесте, левая, опущенная вниз, сжимает горящий факел или пылающую булаву (в некоторых колодах – меч, обращенный лезвием вверх, которым Дьявол ранит свою ладонь и крыло).

В постамент вделано большое кольцо, к которому прикреплены две толстые цепи: они охватывают шеи мужчины и женщины, стоящих перед постаментом. Обе эти фигуры обнажены, рыжеволосы, на их головах – небольшие рожки, из-за спин видны концы их хвостов. Хвост женщины заканчивается виноградной гроздью, хвост мужчины – языком пламени.

Фон карты – черный.

Обратимся к символам этого Аркана:

Козлиные рога являются традиционным атрибутом христианского дьявола и указывают на его гордыню и власть над людьми. В более же древние времена на территории Европы поклонялись многим рогатым богам, и их рога прежде всего связывались с мужской силой и плодородием, – однако эти их качества еще не считались «греховными»

Вообще козлиные черты в облике Дьявола ассоциативно связаны с «козлом отпущения» и символизируют всю греховную нечистоту человека.

Крылья летучей мыши  указывают на духовную слепоту Дьявола и на его бегство от света.

Звериные ноги ассоциативно связаны с малыми божествами дохристианского периода, к примеру – с сатирами. Символизирует следование дорогой звериного инстинкта, а не разума.

Пылающая булава обозначает огонь страстей. Если на карте свеча или факел – то это указывает на ложный свет, которым Дьявол подманивает потерянные души.

Перевернутая пентаграмма – классический символ козла-дьявола, а также извращения истинной природы человека. Так как в классической алхимии прямая пентаграмма указывает на внутренние, магические силы человека, то перевернутая обозначает либо упадок этой внутренней силы, либо извращение ее первичной природы (черная магия).

Рога и хвосты людей. Звериные черты у стоящий перед Дьяволом людей указывают на их частичный отказ от человеческой природы, слепое следование собственным инстинктам.

Виноградная гроздь на хвосте женщины обозначает похоть.

Язык пламени на хвосте мужчины обозначает гнев.

Рыжий цвет волос в средневековой христианской традицией связывался с черным колдовством, т.к. напоминал об адском пламени. Считалось, что рыжие от рождения испытывают неодолимую склонность к деяниям сатаны.

Цепи обозначают зависимости людей.

Черный цвет – цвет сокрытого, цвет инстинктов и страстей. Отсутствие света, отсутствие сознания.

Если положить рядом шестой и пятнадцатый Арканы, сразу бросается в глаза их композиционное сходство, только на первой карте мы видим пару прапредков до грехопадения, в райском саду, благословляемых огненнокрылым ангелом, а на другой – их же, но уже после изгнания, в преисподней, и Дьявол поднимает над ними руку в благословляющем жесте. Эти карты нумерологически связаны, и первая указывает, в частности, на небесную, божественную любовь, лишенную порока, а вторая – на любовь, уже искаженную самим человеком, его представлениями о «правильном» и «неправильном». Эти искажения, неверное понимание самой сути любви, на практике становятся ревностью, цеплянием за партнера, манипулированием, меркантильностью, болезненными привязанностями, насилием и прочими милыми чертами, которые так часто сопутствуют любви, но имеют с ней очень мало общего.

Однако Дьявол – карта не только любовной сферы. Ее, к примеру, можно трактовать как карту любых излишеств – от обжорства до прожигания каждой свободной минуты за TV-программами, от лености до сексуальных перверсий. Как я уже говорила в прошлом выпуске, карта Дьявола в чем-то полярна Аркану Смерти: смерть может обозначать отказ ото всего, тотальную аскезу, а Дьявол, наоборот, укажет на свойственную человеку неумеренность.

Важным моментом тут является то, что человек зачастую не отдает себе отчета в своей зависимости и/или излишествах, и доказать ему, что с ним что-то не так совершенно невозможно, или же осознает свое состояние, но уже не может остановиться и проконтролировать себя – у Аркана Дьявола нет значений «самоконтроль» и «голос разума», они ему в принципе не свойственны.

В юнгианской психологии архетип Дьявола можно проассоциировать с понятием Тени – комплекса непринимаемых и вытесненных черт человеческой личности, а также с ее проекциями в зону сознательного. Тень невозможно принять, но отрицать ее существование – пагубно, в этом мире нет существ без тени.  Тень неприятна, но ее уничтожение угрожает целостности личности (даже в народных преданиях полдень, когда тень становится слишком коротка, считается опасным временем). Более того: тень невозможно уничтожить. Помните Булгакова? «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп». Психологическая тень является частью коллективного бессознательного, которое включает в себя архетипы как позитивные, так и негативные, именно на этом основана ее неуничтожимость. Проекции тени в зону сознательного, с которыми мы чаще всего имеем дело – это негативные черты человеческой личности. Если сопоставлять с образами карты, то сама фигура Дьявола – Тень, а человеческие фигурки – ее проекции.

В сказках и мифах Дьявол представлен как главный злодей: как Кощей, укравший девицу, как Змей, прячущий в своем замке сокровище. Иногда, правда в традиционных сказках очень редко, образ злодея может занимать и женский персонаж. Еще один значимый момент: 15-й Аркан очень часто означает самый большой, самый потаенный страх человека, так глубоко вытесненный в зону бессознательного, как человек только смог. Во многих сказочных сюжетах главный злодей-колдун во время сражения с героем принимает обличье его страхов: змей, огня, самого героя и т.п.

Карта Дьявола в раскладах как правило считается неудачной, но всегда надо помнить, что эта неудача – не результат «злых происков врагов», а только лишь нежелания человека открыть глаза и беспристрастно взглянуть на себя и окружающих. Может указывать на скрытые пороки, которые руководят поступками человека, на жажду материального благополучия или власти, на недобрые намерения.

В более широком смысле, карта указывает на то, человек надевает на себя маску, «шкурку», чтобы окружающий мир (соцпрослойка) принял его как можно более благосклонно. Это карьеризм клерков, жестокость бандитов, коллективизм школьников… Такая линия поведения во многом удобна, но комплекс принимаемых черт зачастую несвойственен личности, которая надевает маску. Это те самые цепи, которые наброшены на шеи двух людей возле престола Дьявола. Кстати, хотела бы обратить ваше внимание на то, что цепи накинуты свободно, и человек властен снять их в любой момент.

В ситуативных раскладах может указать на ложную цель.

В раскладах о состоянии здоровья Аркан будет указывать на болезни, связанные с зависимостями: как психологическими, так и физиологическими (алкоголизм, наркомания), на разнообразные фобии и психические изменения.

Коротко по значениям:

В прямом положении:

инстинкты, страсти, отсутствие разумного подхода,

Привязанности, зависимости, излишества.

Внутренние пороки, крайняя степень эгоизма.

Тень. Комплекс непринимаемых черт. То, в чем человек не признается даже сам себе.

Страхи. Плен иллюзий. Ложь.

Оковы, давление на человека. Маски, личины.

Сильная разница между внешними и внутренними качествами человека.

В перевернутом положении (один из немногих Арканов, который в перевернутом положении не принимает противоположного значения, а всего лишь несколько ослабевает):

возможность освобождения от иллюзий, возможность сбросить цепи.

Слабость, мелочность.

Бездуховность и порочность, тщательно скрываемые от окружающих

(с – Шеллир)

<<TEMPERANCE>> <<Таро>> <<THE TOWER>>
>

Hide me
Здравствуйте! Я хочу подарить вам электронную книгу «ТАЛИСМАН ТАРО: 22 шага к полной и насыщенной жизни»
Show me
Яндекс.Метрика