Таро Висконти


Таро Висконти

ВВЕДЕНИЕ

Для начала несколько слов о том, почему предлагаемая Вашему вниманию книга о гадании на картах Таро посвящена именно Таро Висконти, – при том, что до нас не дошло ни одного свидетельства об использовании этой колоды для предсказаний в эпоху ее создания. Тем не менее, эта великолепная колода способна служить прекрасным инструментом для гадания и изучения Таро.

Изображения карт Таро Висконти содержат аллегорические сведения обо многих важных силах, действующих в жизни человека, – вне зависимости от того, в какую эпоху он живет на Земле: в Средние века, в эпоху Возрождения или же в наши дни. Изучая эту колоду и глубоко проникая в образы, запечатленные на ней, мы можем увидеть в них то главное, что сопровождает жизнь каждого человека, вне зависимости от времени и места его рождения.

Кроме того, через изучение образов Таро Висконти мы способны освободить от позднейших наслоений изначальные значения изображений на картах Таро, и через это глубже понять аллегорические и предсказательные значения, которые в дальнейшем были присвоены этим картам разными авторами. Обращаясь через образы на картах к историям персонажей, которые на них изображены, мы можем воссоздать изначально вкладываемое в них аллегорическое значение и понять его смысл как для средневековых зрителей, так и для современного человека. Через подобное исследование Таро Висконти мы попытаемся найти в разнообразных и часто противоречащих друг другу значениях, приводимых разными авторами, то общее, что позволит нам лучше понять внутреннюю логику каждой карты Старших Арканов.

Строго говоря, термин «колода Таро» по отношению к картам, дошедшим к нам из XV века, не является полностью корректным. Это название начинает употребляться по отношению к колодам карт только с начала XVI века. В документах же XV века карты с изображениями добродетелей, пороков, небесных светил и узнаваемых фигур, таких, как Шут, Император, Папа Римский и даже Бог и Дьявол, обычно назывались “Аллегории Триумфа”, или просто «Триумфы» (тем не менее, в дальнейшем в книге мы будем придерживаться привычного названия “колода Таро”, чтобы не запутать читателя).

Часть исследователей относит термин «Триумф» к известному произведению Франческо Петрарки «Триумфы», – поэме, написанной между 1352 и 1374 годами. Любовь, Целомудрие, Смерть, Слава, Время и Вечность поочередно проходят перед поэтом триумфальным шествием, утверждая свою власть над людьми. Известно, что поэма эта обычно сопровождалась аллегорическими рисунками, на основе которых в начале XV века была создана игра, получившая довольно широкое распространение. К несчастью, изображения, участвовавшие в этой игре, а также любые упоминания о ее правилах были впоследствии утеряны, так что мы не можем с уверенностью судить, являлись ли они прообразом интересующих нас Триумфов. Тем не менее, мы можем предположить, что существовали и другие произведения-“триумфы”, не дошедшие до наших дней, которые в конце концов и дали начало ряду из 22 Триумфов, прообразов нынешних Старших Арканов Таро.

Существует также предположение, что «Триумфы» являются мнемоническими картинами, сходными с вышедшим в свет около 1470 года собранием гравюр “Искусство Запоминания” (Ars Memorandi), на которых в образной форме были изображены темы, упоминающиеся в четырех Евангелиях. Каждая из фигур, изображенных на такой гравюре, была связана с той или иной деталью евангельского текста, – и, увидев такую картину, даже человек, не умеющий читать и писать, мог вспомнить содержание соответствующей главы Евангелия. Также и изображения на картах Таро вполне могли являться зашифрованными текстами, призванными вызвать в памяти некие содержания, послужившие прообразами к созданию Триумфов. Правда, если гравюры “Ars Memorandi” соотносятся с общеизвестными библейскими текстами, то с чем соотносятся изображения на картах Таро, и на что они нам указывают? Все указания на это также утеряны, и мы можем лишь пытаться разгадать это, – что и будем делать на протяжении данной книги.

Нам неизвестно точно, когда 22 Триумфа, иначе Старших Аркана, были объединены с 56 картами Младших Арканов и составили полную колоду из 78 карт, которую мы теперь знаем под названием Таро. Зато достоверно известно, что уже к середине XV века карты Таро были типичным произведением культуры итальянского Возрождения. Такие колоды изготовлялись по сложной и дорогостоящей технологии: каждая карта рисовалась вручную на специальной бумаге, которая впоследствии проклеивалась особым клеем и раскрашивалась красками из натуральных пигментов, причем у каждого известного мастера были свои секреты изготовления таких красок. Затем краски по особой технологии наносились на карты в несколько слоев и покрывались специальным лаком, в результате чего получались удивительные по насыщенности и глубине цвета, не вытирающиеся от прикосновений и не выгорающие на солнце. Отдельные части карт покрывалась тонкими пластинами чистого золота или серебра, которые в дальнейшем полировались и покрывались гравировкой или же проштамповывались с помощью специальных инструментов.

Изготовленные таким образом карты представляли собой настоящие произведения искусства и часто создавались под заказ известными художниками для развлечения монархов (Таро Карла VI Безумного) или же в качестве подарков венценосным особам к знаменательным датам, – свадьбе или восшествию на престол. Неудивительно, что эти великолепные подарочные колоды дошли до нас практически в неизменном виде, не потеряв ни яркости своих красок, ни деталей рисунков.

Колода Таро Висконти-Сфорца, или Таро Висконти, – это собирательное название для большой группы из 271 великолепных карт, изготовленных в XV столетии по заказу правителей Милана. По внешнему виду, размеру, цвету фона и прочим деталям они делятся на 15 групп, каждая из которых представляет собой часть полной колоды Таро из 78 карт, – но ни одна колода при этом не дошла до наших дней полностью. Многие из этих групп представлены на сегодня всего 1-2 картами, – предполагается, что такие отдельные карты могли быть образцами, которые художники показывали своим потенциальным заказчикам, прежде чем взяться за написание полной колоды.

Наиболее полные колоды Висконти-Сфорца, дошедшие до нас, это колода Висконти ди Модроне, колода Брамбилла и Пирпойнт-Морган Бергамо Таро. Первые две колоды состоят соответственно из 65 и 48 карт и очень похожи между собой, однако в колодах, которые позднее получили распространение при миланском дворе, их изображения не повторяются. Скорее всего, это объясняется большой сложностью их рисунков, отличающихся также большим количеством мелких деталей.

А вот колода Пирпойнт-Морган Бергамо, напротив, послужила прообразом для создания всех последующих колод, создававшихся при миланском дворе. Это наиболее полная из всех сохранившихся колод Таро Висконти: в ней отсутствуют только Дьявол, Башня, Тройка Мечей и Рыцарь Пентаклей. 74 карты этой великолепной колоды сейчас разделены: 35 карт находятся в библиотеке Пирпойнт-Моргана, Нью-Йорк; 26 — в Каррарской Академии и 13 в частной коллекции семьи Коллеоне, Бергамо.

Предполагают, что эта колода была заказана художнику по случаю коронации Франческо Сфорца (1450), либо в честь 10-летия свадьбы Франческо и Бьянки Марии Висконти (1451). К таким выводам историков привело изучение геральдических элементов, присутствующих на картах: на многих из них изображены эмблемы семьи Сфорца, например, айва и фонтан. Также часто встречается девиз семьи Висконти «A BON DROYT» – “право принадлежит достойным”. Три сплетенных кольца, украшающие наряды Императора и Императрицы, являются основным элементом, позволящим отнести эту колоду ко времени Франческо Сфорци и Бьянки Марии Висконти, побочной дочери миланского герцога Филиппо Марии Висконти, которые поженились в 1441 году. А соединение этих эмблем с такими символами герцогской власти, как пальма и благородный лавр, дают возможность утверждать, что колода была создана уже после того, как Франческо в 1450 году принял титул миланского герцога.

Очень часто колоду Пирпойнт-Морган Бергамо называют просто колодой Висконти-Сфорца. Именно эту колоду мы и будем рассматривать в своей книге.

(автор текста – Л. Кузнецова-Фетисова)

Hide me
Здравствуйте! Я хочу подарить вам электронную книгу «ТАЛИСМАН ТАРО: 22 шага к полной и насыщенной жизни»
Show me
Яндекс.Метрика